"Строительство является тем локомотивом, который выводит страну из зоны кризисных явлений..."

                                             Президент Ассоциации строителей России Н.П. Кошман


Вход пользователя
Имя :
Пароль :
Регистрация
Николай Кошман, Ассоциация строителей России: «В отрасли ничего не делается, кроме вранья и болтовни»


Интервью 25/10/2017, Подготовила Татьяна Карабут

 

 

a-s-r.ru ©

Почетный строитель России, президент Ассоциации строителей и экс-глава Госстроя РФ Николай Кошман привык иметь свою — особую — точку зрения по ключевым вопросам отрасли. И не стесняться в выражениях, высказывая ее. О том, чем живет и чем болеет сегодня строительный рынок, Кошман рассказал в эксклюзивном интервью порталу Ради Дома PRO.

 

 

Вы в последнее время активно сотрудничаете с китайскими строителями. Есть какие-то серьезные совместные планы?

— С китайскими строителями мы уже работаем лет восемь. Первый наш совместный проект — башня «Федерация» и ЖК «Балтийская жемчужина» в Санкт-Петербурге. Собственно, до башни «Федерация» у нас и не было опыта высотного строительства. Тогда мы разработали нормативную базу по высотному строительству для Москвы, которой до сих пор пользуется вся Россия.

Тот опыт дал нам, прежде всего, новые материалы — это бетон марки 60, бетон марки 90. С 60-м мы работали, но когда мы столкнулись с нашими заводами, оказалось, что этим бетоном они занимаются очень редко. А 90-го не было вообще. Стекла на «Федерацию» мы возили из Китая самолетами, потому что в России тогда они тоже не производились. Попытались было выпускать такие же стекла у нас, но проект не пошел.

После этого совместные проекты у нас несколько заморозились: китайские строители строили качественно, но деньги должны были быть бюджетными, что было для нас существенным препятствием. И тут появились турецкие строители, которые пришли в Россию основательно подготовленными — например, у них были свои банки, которые кредитовали стройку. Хотя качество работы оставляло желать лучшего. Мы все помним обвал перекрытия в «Трансвааль-парке», когда погибло 26 человек, — на объекте работала турецкая компания. Тогда разгорелся большой скандал, мы у двух российских компаний-проектировщиков отобрали лицензии и остановили работу двух или трех турецких компаний.

А когда турки сбили наш самолет, тогда в отношении турецких компаний со стороны нашего президента и правительства были установлены жесткие санкции — практически все стройки, возводимые их специалистами, были остановлены. Исключение составили крайне сложные объекты и те, которые к тому моменту находились в высокой степени готовности.

 

И в этой обстановке китайские строители обратились к нам с просьбой зайти на рынок — на те турецкие объекты, которые были остановлены. Мы тогда, в марте прошлого года, провели первый российско-китайский строительный форум. В форуме приняли участие около 60 китайских компаний: рассматривались такие сложные проекты, как высокоскоростная железная дорога Москва-Казань, автомобильная дорога Москва-Казань, Северный железнодорожный путь и еще несколько десятков. Тогда мы договорились с китайскими строителями, но с условием, что они не будут рассчитывать на наши бюджетные средства, а придут на стройки со своими инвестициями.

— Китайцы строят быстро, дешево и качественно?

— Очень качественно, но все равно с нашей стороны должен быть постоянный и очень жесткий контроль.

— Вписываются иностранные строители в наши стандарты — СП, СНИПы?

— Вот тут загвоздка. Мы сильно отстали со своими СНИПами и нормативами. Весь мир сейчас перешел на еврокоды — в том числе Китай, который со своей нормативной базой может войти в любые государства мира. Наши ближайшие соседи — Казахстан, Белоруссия — тоже перешли на еврокоды. Надеюсь, сотрудничество по строительству скоростной железной дороги все же заставит нас ускориться с переходом на мировые стандарты. По ходу строительства и будем переделывать, как тогда на башне «Федерация».

— Неужели у нас все так плохо с нормативной базой?

— Плохо. И мы многократно говорили об этом, даже обращались к премьеру и президенту по этому поводу. А ведь проблему решить очень просто. Есть Европа — надо изучить ее нормативную базу и, с учетом нашего климата, других особенностей, переписать для нас.

Но нашим руководителям просто лень этим заниматься, привыкли под шумок лепить непонятно что. Даже на космодроме, на оборонном объекте, умудрились украсть миллиарды рублей.

— Не менее резко Вы высказывались в отношении промышленности стройматериалов. В чем причина Вашей нелюбви к Минпромторгу?

— Это же одно из приоритетных направлений работы Минстроя. Причем тут Минпромторг? Помню, как пришел к ним и рассказывал минут 30, что такое газобетон, хотя рассказывать должны были они мне.

Мы в Новосибирской области построили завод по производству газобетона, и он показал себя с самой лучшей стороны: за три месяца было построено два детсада. А потом региональный чиновник пришел к руководителю завода и говорит: «Материал хороший, но больше строить из газобетона мы ничего не будем, а будем строить из кирпича». Но кирпич, во-первых, дороже, во-вторых, он по многим показателям в подметки не годится газобетону. А потом мы поинтересовались и оказалось, что у этого чиновника свой кирпичный завод. И вот почти два года воюем, чтобы построить целый ряд таких заводов по России совместно с немецкой компанией Wehrhahn. Мы договорились с ними, что в течение двух лет построим 24 завода по стране, и через три года мы должны выйти на производительность жилья 25-27 млн кв. метров. Это именно то, что надо сегодня для социального жилья.

— Производители строительных материалов говорят, что рады, что их в Минпромторг отнесли, поскольку в Минстрое их совсем не слышали.

— А там что, слышат? Что сделал Мантуров для промышленности строительных материалов, для отрасли строительства? Я думаю, ничего. И в перспективе не сделает.

— А Минстрой что сделал?

— И Минстрой не сделал. Значит, надо в Минстрой ставить тех людей, которые понимают, чем они должны заниматься. Я сочувствую Меню, он ведь окончил институт культуры. Отрасль страдает уже четыре года — ничего не делается, кроме вранья и болтовни. Кто сейчас скажет, сколько у нас ветхого, аварийного жилья? Никто, включая Андрея Чибиса. Он пришел в министерство — и начали лифты обследовать, в чем он ничего не понимает. И это вместо того, чтобы сделать инвентаризацию всего ЖКХ по всей России. Тогда бы стало ясно, сколько у нас отопительных магистралей, сколько внутриплощадочных, внутридомовых, то есть картина должна быть понятна, что надо делать через год, два, три. А у нас никто из федеральных чиновников на этот вопрос не ответит.

— Вашим словам есть доказательства?

— Конечно. Например, по данным Счетной палаты (их глава ведомства представила в конце сентября прошлого года в Госдуме), неэффективность использования средств при реализации федеральной адресной инвестиционной программы выросла в разы.

В целом в 2016 году по программе из 443 объектов построены только 244. В прошлом году только по линии Минобрнауки должны были ввести 47 объектов капитального строительства, из которых введен только 21 объект, то есть меньше половины. По линии Минспорта в рамках целевой программы освоено в полном объеме 1,8 трлн руб. При этом 14 спортивных объектов, по состоянию на 1 сентября прошлого года, не были введены в эксплуатацию. Между тем, докладывая правительству о ходе реализации программы, Минспорт сообщил об открытии 10 новых объектов, тогда как разрешения на их ввод не было.

 

Согласно отчету правительства, объем незавершенного строительства составил 2,2 трлн руб. (12 тыс. объектов). При этом объем «незавершенки» стремительно растет — за три года он увеличился на 1 трлн. руб. Только вдумайтесь в эти цифры! В землю закопаны триллионы! То есть огромные государственные деньги выделены, потрачены, объекты стоят недостроенные, разрушаются. Тут и обманутые дольщики, и бюджетники. Это ведь коллапс! О чем это говорит? Что Минстрой этим вопросом вообще не занимается.

— Ну вот Вы ругаетесь на Минпромторг, но, как минимум, тему деревянного домостроения он усиленно продвигает.

— В дереве две вещи, с которыми ничего не сделаешь: гниение — небольшой скол и он пошел «работать», и пожарная безопасность. Возможно, и нужно строить из дерева, но нужно подумать где. Самое лучшее дерево находится в Сибири — где серьезная зима. А у нас средняя полоса, южная — дерево рыхлое, его можно применять, но долго оно стоять не будет. 

Вот, Мантуров выступал: давайте, мол, высотные деревянные дома в Москве строить. Но должна быть нормативная база, за один месяц ее не подготовишь. Мы можем взять нормативную базу Финляндии, Норвегии, Канады и переделать ее применительно к своим. Но я думаю, что этого ничего не сделано. Наверняка взяли какие-то советские нормативы, перепечатали, и на этом вся работа закончилась.

— Подозреваю, что на все происходящие кардинальные изменения на строительном рынке у Вас особое мнение. Как Вам реформа СРО?

— Я был один из первых инициаторов создания СРО. Когда я пришел в Госстрой, у нас в зале коллегии был стол метров 20-25, на нем мы раскладывали лицензии, и я подписывал их по 7-8 тыс. штук в неделю. Тогда мы приняли решение (и отраслевое сообщество нас поддержало), что надо сделать фильтр для таких компаний. Было создано саморегулирование. Тогда были созданы координационные советы, которые из 300 тысяч существовавших компаний отсеяли около половины. Осталось порядка 160 тысяч компаний. Но дальше этих людей бросили на произвол судьбы. Надо было заниматься этим вопросом, а фактически на него махнули рукой.

Предполагалось, что компания, вступая в СРО, должна была заплатить членский взнос и взнос в компенсационный фонд — по 1 млн руб. с каждого члена. При этом в одном СРО должно было быть не менее 100 компаний. Если возникала проблема обманутых дольщиков, из фонда брали деньги, выплачивались на достройку дома. Люди получали жилье. А за счет следующей производственной деятельности провинившийся должен был заработать деньги и вернуть их в фонд. Но получилось совсем по-другому. СРО заключали договоры с банками, и банки никуда эти деньги не выдавали. Часть банков рухнула, а выиграли руководитель СРО и руководители банков, которые неплохо заработали на процентах.

Теперь мы создаем заново компенсационные фонды. Простите, а где те деньги, которые там были до того? Никого не посадили за то, что пропали такие огромные средства, которые должны были выделяться на достройку проблемных объектов. 

Сейчас вышел последний указ, по которому строительные компании должны иметь в уставном капитале не менее миллиарда рублей. Я считаю, это конец стройке. Потому что у маленькой компании, которая брала кредит в 3-4 млн долл. и за два года строила 90-квартирный дом, никогда не будет миллиарда. И я очень сомневаюсь, что большие компании пойдут куда-то в Сибирь или на Урал, или в Поволжье. Они будут работать в московском кольце. Что будет, несложно прогнозировать. У меня неделю назад были ребята из Новосибирска — уже все стоит.

Сейчас ведь что происходит? Выделил мне муниципалитет землю под строительство, допустим, 100-квартирного дома. Я за землю заплатил деньгами или квартирами. И сейчас после этого муниципалитет самоустраняется. Он не следит за стройкой, не несет ответственности за ход строительства этого дома. Хотя, на мой взгляд, персональная ответственность руководителя муниципалитета обязательно должна быть уже потому, что ты отвечаешь за налогооблагаемую базу, в твоих интересах, чтобы этот дом был построен. Но в нынешних условиях с него спросить невозможно. Контроля за стройкой фактически нет. Поэтому и получилось то, что получилось. Одни говорят о 150 тысячах обманутых дольщиков, другие — о 200 тысячах. Но реальную цифру, я думаю, никто не знает. Все политические деятели, которые кричат в защиту дольщиков, просто на этой волне делают себе политическую карьеру. Я знаю такие примеры. А на самом деле никто ничего не делает. Была бы ответственность муниципалитета, пошел бы руководитель под суд вместе с руководителем компании — за то, что не выполняет свои обязанности. Но это звено из цепи выдернули.

Источник: АСР-ИНФО
По материалам: Пресс- служба АСР

Новости АСР



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Ассоциация Cтроителей России
Адрес: 127055 г. Москва, ул.Тихвинская, д.2, офис 4
Тел.: + 7 (495) 120-26-12
Электронная почта: info@a-s-r.ru
Сделать стартовой страницей
Добавить в избранное
Поддержка сайта
Создание и поддержка сайта