|
|
С самого начала основания Санкт-Петербурга в городе всегда была прослойка людей, которую определяли как «знать». Не обязательно дворяне-аристократы, но обязательно — люди знатные, то есть известные всем и каждому. На них заглядывались, знакомством с ними гордились, им старались подражать. Ведь известные люди Петербурга даже жили несколько по-иному, чем все.
С самого начала основания Санкт-Петербурга в городе всегда была прослойка людей, которую определяли как «знать». Не обязательно дворяне-аристократы, но обязательно — люди знатные, то есть известные всем и каждому. На них заглядывались, знакомством с ними гордились, им старались подражать. Ведь известные люди Петербурга даже жили несколько по-иному, чем все.
Как менялся взгляд на элитное жилье
Коммуналки ХIХ века
К концу XVIII века Петербург заметно вырос, и к завершению правления Екатерины II его численность составляла уже 230 тысяч человек. Город из деревянного постепенно становился каменным (об исключительно каменных, из кирпича, «образцовых домах» когда-то мечтал еще Петр I).
Понятно, что с увеличением численности населения возникла и необходимость в строительстве жилых домов. Поэтому в начале XIX века в Петербурге появляется новый вид бизнеса — строительство так называемых доходных домов: массовое их возведение пришлось на 30-40 годы XIX века. Самые предприимчивые домовладельцы возводили сразу по несколько зданий.
Надо сразу подчеркнуть, что не только дворцы и особняки создавали в те годы неповторимый архитектурный облик Петербурга.
Именно доходные дома, размещаемые плотно друг к другу, расширяющиеся лишь вглубь своих тесных дворов (так появились известные всему миру питерские «дворы-колодцы»), очень сильно влияли на новый вид города.
Строительный устав, утвержденный в 1857 году, разрешал строить многоэтажные флигели очень тесно, главное, чтобы между ними соблюдалось расстояние не менее двух сажень (1 сажень = 2,16 метра). К строительству доходных домов привлекались известные архитекторы, а дома получали названия по именам своих первых владельцев.
Нелишне напомнить, что нумерация домов и названия улиц в Санкт-Петербурге появились лишь при генерал-губернаторе Федоре Трепове — в царствование Александра II, а до этого извозчики возили к «именным домам».

(с) Федор Шумилов "Анатомия Петербурга"
Самый распространенный вариант квартирографии доходных домов — «коридорная система». Что с местами общего пользования? Помните у Владимира Высоцкого: «На 38 комнаток всего одна уборная»? Это про доходные дома, которые после революции будут национализированы и превратятся в знаменитые коммуналки.
Состав жильцов доходных домов был очень пестрым. Но расселялись люди по этажам в соответствии со своим социальным статусом. Первые этажи, как правило, снимали владельцы магазинов, ателье, модных салонов. На втором проживали конторские служащие.
Самым престижным был третий этаж — там селились банкиры, купцы, промышленники. Выше третьего этажа жил люд победнее, а мансарды, мезонины и чердаки сдавались студентам и представителям богемы, иногда — отставным военным низших чинов. Богатые люди часто снимали целые этажи «барских квартир». Сами домовладельцы проживали тут же.
Как правило, в каждом доме были две лестницы — парадная и «черная»; парадная выходила на улицу, «черная» — во двор и предназначалась для прислуги и торговцев-разносчиков (прислуга жила в комнатах возле «черной лестницы»).
Две лестницы, два мира
В романе «Бедные люди» бытописатель Петербурга Федор Достоевский дал прекрасную характеристику этим двум лестницам.
Одна — «чистая, светлая, широкая, все чугун да красное дерево», другая — «винтовая, сырая, грязная, ступеньки поломаны и стены такие жирные, что рука прилипает, когда на них опираешься. На каждой площадке стоят сундуки, стулья и шкафы поломанные, ветошки развешаны, окна повыбиты; лоханки стоят со всякой нечистью, с грязью, с сором, с яичной скорлупою да с рыбьими пузырями; запах дурной... одним словом, нехорошо».
Доходный дом Бака, Кирочная 24. (с) из официальной группы vk.com/kiroch24
Квартиры в доходных домах в основном сдавались на год. С 1893 года помимо аренды квартиросъемщик еще и платил налог государству. Стоимость аренды зависела от местоположения дома, от количества комнат, этажа, качества дополнительных услуг. Как и сегодня, котировалось жилье в центре: пятикомнатная квартира на Литейном обходилась в 800—850 рублей в год (учитель гимназии получал в год от 750 до 1500 рублей).
Люди беднее снимали не квартиры, а комнаты. Тогда же появилось и понятие субаренды: когда снимавший квартиру-«трешку» мог одну из комнат переуступить, например, бедному студенту; а тот, в свою очередь, пускал к себе на ночлег сокурсника, сдавая ему в этой комнате «угол».
Для учета жильцов домовладельцы завели специальные «домовые книги». В контракте с арендаторами были расписаны мельчайшие подробности быта: съемщику, например, запрещалось без особого разрешения держать в квартире пианино и выпускать собак и кошек на лестницу.
Постепенно доходные дома приобретали модные по тем временам системы коммуникаций: лифты, телефоны, гаражи. Многие из них имели собственные электростанции, прачечные, котельные, мусоросжигательные печи, снеготаялки.
Еще раз подчеркнем: несмотря на очевидный коммерческий интерес домовладельцев XIX века, они внесли неоценимый вклад в создание нового архитектурного облика Санкт-Петербурга.
И многие оставшиеся после них доходные дома стали своеобразными визитными карточками нашего города.
Доходный дом Бака, Кирочная 24. Оценочная опись дома 1909 г., собраны фио арендаторов, данные о квартирах: количество комнат и пр. Читаем про кв.2: Военный министр (Редигер А.Ф.) 22 комнаты с контрактом, 1 кухня, 3 ванных, 3 ватерклозета, 2 передних, 3 людских. Годовая арендная плата - 8000 рублей.
(с) из официальной группы vk.com/kiroch24
|
Источник: АСР-ИНФО По материалам: www.fontanka.ru |
|
|
|
|