"Строительство является тем локомотивом, который выводит страну из зоны кризисных явлений..."

                                             Президент Ассоциации строителей России Н.П. Кошман


Вход пользователя
Имя :
Пароль :
Регистрация
Государственная жилищная политика должна носить социальный характер

26 июня 2007 года под председательством спикера Совета Федерации Сергея Миронова состоялось заседание Совета по вопросам жилищного строительства «Социальное жильё как инструмент реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Заседание организовано при участии Ассоциации строителей России.

В заседании приняли участие:
• Миронов Сергей Михайлович, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
• Яковлев Владимир Анатольевич, Министр регионального развития Российской Федерации
• Орлова Светлана Юрьевна, заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ
• Круглик Сергей Иванович, Руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
• Гусев Владимир Кузьмич, первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринмательству и собственности
• Пономарева Лариса Николаевна, первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
• Плутник Александр Альбертович, консультант Экспертного управления Президента РФ
• Кошман Николай Павлович, Президент Ассоциации Строителей России
• Пономарев Владимир Николаевич, Председатель Совета Национальной Ассоциации Участников Ипотечного Рынка
• Забелин Виктор Никитович, Президент Общероссийского межотраслевого объединения работодателей «Российский Союз Строителей»
• Теличенко Валерий Иванович, Ректор МГСУ
• Хованская Галина Петровна, Депутат Государственной Думы
а также представители строительного бизнеса, научных и общественных кругов в Москве и регионах: Мордовии, Башкирии, Омской, Белгородской, Сахалинской областях и Хабаровском крае.

Участники определили приоритеты для внесения дополнений в идеологию и механизмы реализации нацпроекта «Доступное жилье», принимая во внимание те задачи, которые озвучил Президент Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию. Дискуссия была организована с целью сформулировать основные направления социальной жилищной политики.

В 2006 году рост цен на жилье составил свыше 40 процентов, а рост реальных доходов населения, как отметил в своей ежегодной пресс-конференции Владимир Путин, - всего 10 процентов. Следовательно, можно говорить о снижении в этот период уровня доступности жилья.

Исходя даже из оптимистических расчетов, национальный проект не предлагает никаких мер по решению жилищной проблемы 22-х процентов семей. А, учитывая то, что за последние 15 лет ни одна государственная программа не была выполнена в полном объеме, можно сделать предположение, что острота «жилищного вопроса» не уменьшится в ближайшем будущем для 30-40 процентов населения страны. Таким образом, за пределами нацпроекта остается социальное содержание термина «доступность». «Успех приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» зависит от того, как граждане воспринимают его цели и задачи, ощущают ли они, что он направлен на повышение уровня жизни всех, а не только наиболее обеспеченных слоев общества, насколько снижаются между ними имущественные диспропорции, которые в сегодняшней России достигли критического уровня», - заявил Николай Кошман.

Само понятие «социальное жилье» в России широко используется в разговорной речи, однако действующее законодательство страны такого официального понятия не содержит. «В субъектах Российской Федерации проблема обеспечения жильём часто «решается» путём занижения пороговых значений по доходам при формировании очередей на его получение», - объяснил Сергей Миронов. Так, в Методических рекомендациях, утвержденных Минрегионом России, содержится следующая норма: «… снижение пороговых значений будет способствовать исключению относительно более обеспеченных граждан из числа потенциальных получателей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и способствовать обеспечению жилыми помещениями муниципального жилого фонда в более короткие сроки самых малоимущих граждан». В результате этого малоимущими признаётся только часть граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Участники заседания заявили, что требуется установление таких критериев признания граждан малоимущими, которые позволят реализовать своё право на жилище всем нуждающимся гражданам.

Особую обеспокоенность участники заседания выразили в связи с тем, что, с одной стороны, Жилищный Кодекс закрепил исключительное право на создание и предоставление жилищного фонда социального использования только за государством и муниципалитетами, а с другой, - ни один законодательный документ не регламентирует механизмов создания такого жилищного фонда, а из федерального бюджета уже много лет практически полностью прекращено прямое финансирование жилищного строительства. «На практике, если в экономически развитых регионах граждане еще могут реализовать право на жилище, то в остальных это остаётся несбыточной мечтой», - подчеркнул Сергей Миронов. «Правительство докладывает о том, что до 41, 7 тысяч человек увеличилось количество молодых семей, получивших поддержку на приобретение жилья, а вместе с тем, это несоизмеримо малая цифра по сравнению с количеством браков, регистрируемых за год - 1 миллион», - продолжил он тревожную статистику. Объясняя ошибки нацпроекта, Николай Кошман отметил, что «допустив перекос в сторону собственности на жильё, мы в процессе бесплатной приватизации наряду с классом «реальных собственников» уже породили многочисленный «класс нищих собственников». «Без осмысленной государственной жилищной политики, учитывающей дифференцированные по категориям граждан механизмы и достаточные объемы финансового участия бюджетов всех уровней, подчеркиваю – всех, а не только местных или региональных бюджетов, мы не переломим ситуацию в жилищной сфере, а пресловутый «жилищный вопрос» будет вечным уделом россиян», - продолжил он.

Сергей Миронов в рамках своего выступления затронул и проблемы дольщиков. «Решить проблему граждан, вложивших денежные средства в строительство жилья, но так его и не получивших, можно лишь при тесном сотрудничестве органов власти и строительных компаний, готовых участвовать в решении проблем дольщиков. … С точки зрения решения проблемы обманутых дольщиков весьма перспективным является внедрение принятых в мировой практике таких финансовых механизмов, как строительные сберегательные кассы. … Проект федерального закона «О строительных сберегательных кассах» уже разработан, однако его рассмотрение Государственной Думой задерживается», - пояснил Председатель Совета Федерации.

Особое внимание было уделено проблемам ветхого и аварийного жилья, объемы которого растут почти с теми же темпами, что и возводимое жилье. В то же время подпрограмма переселения граждан из ветхого и аварийного жилья была исключена из состава ФЦП «Жилище». Участники выразили надежду, что выделение дополнительно 240 миллиардов рублей к ранее выделенным 10 миллиардам на цели капитального ремонта и переселения граждан из ветхого и аварийного фонда поможет в решении сложившейся проблемы. В то же время еще не сформулированы конкретные механизмы и цели использования этих средств.

Участники заседания заключили, что разработанные механизмы и объемы государственной поддержки не смогли обеспечить сбалансированное увеличение предложений и платежеспособного спроса на рынке жилья. Общее мнение участников заседания выразил президент АСР, заявив, что «в основу реализации нацпроекта должна быть положена комплексная сбалансированная по срокам и объемам система жилищного финансирования, направленная на обеспечение жильем всех категорий граждан, независимо от их доходов». Она должна найти отражение в разрабатываемой Минрегионом России «Долгосрочной стратегии строительства массового жилья». «При разработке долгосрочной стратегии особое внимание необходимо обратить на разработку механизмов реализации конкретных проектов в различных регионах, которые должны соответствовать возможностям как регионов-доноров, так и дотационных регионов, как крупных мегаполисов, так и малых городов», - подчеркнул Сергей Миронов. Он также отметил, что особое внимание необходимо уделить взаимодействию государства и бизнеса, а также управлению и регулированию в строительной отрасли. «Последнее приобретает особое значение в преддверии замены неэффективной системы государственного лицензирования строительной сферы более прозрачной и ответственной системой саморегулирования», - добавил Сергей Миронов.

Николай Кошман подчеркнул, что Ассоциация Строителей России готова активно включиться в процесс разработки «Долгосрочной стратегии развития жилищной сферы Российской Федерации». Стратегия такой государственной жилищной политики была подготовлена Госстроем России еще в 2000 году, одобрена Правительством Российской Федерации и впоследствии существенно доработана при подготовке заседания президиума Государственного Совета, проходившего 27 февраля 2003 года. Один из основных авторов той Стратегии Владимир Пономарев ныне является вице-президентом АСР, а другой ее основной автор Андрей Старовойтов работает заместителем руководителя Росстроя. Ассоциация также готова в рамках Совета по вопросам жилищного строительства принять участие в разработке проекта «Концепции социальной жилищной политики и социального жилья».






Источник: АСР-ИНФО

Новости АСР



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Ассоциация Cтроителей России
Адрес: 127055 г. Москва, ул.Тихвинская, д.2, офис 4
Почтовый адрес: 129090, г. Москва, 2-й Троицкий переулок, д.5
Тел.: + 7 (495) 120-26-12
Электронная почта: info@a-s-r.ru
Сделать стартовой страницей
Добавить в избранное
Поддержка сайта
Создание и поддержка сайта